РЦКР Элитек Контактная информация Отправить письмо прямо сейчас
Новости Консалтинг IT-Решения Проекты Партнеры Обучение Портфолио Вакансии
библиотека статей

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

  > Проблема узкого звена
  > Бенчмаркетинг
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

  > Коучинг для
совершенствования и
развития сотрудников

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

  > Бюджетирование в
электронных таблицах

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  > Совмещение различных
видов учета
  > Технология экспресс
внедрения
  > ИТ-аутсорсинг – веяние
моды или реальная
выгода?





ИТ-АУТСОРСИНГ – ВЕЯНИЕ МОДЫ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ВЫГОДА?

В последние годы в России наряду с растущим рынком информационных технологий, начал динамично развививаться и другой рынок ИТ-услуг – аутсорсинг (от англ. – outsourcing - привлечение ресурсов извне). Сегодня он становится все более востребованным среди российских предприятий.

Под ИТ-аутсорсингом обычно понимается передача сторонней организации части или всех функций по управлению или поддержке собственных информационных ресурсов. Это может быть поддержка определенных информационно-управляющих систем компании, администрирование баз данных, обеспечение информационной безопасности и много другое. Кроме того, «на сторону» может быть отдана вся ИТ-инфраструктура – в таком случае говорят о полном аутсорсинге.

Что подталкивает руководство предприятий к использованию подобного подхода в управлении информационными ресурсами? Аналитики говорят об экономической выгоде, повышенному качеству услуг и простоте работы с внешним подрядчиком. В тоже время, многие российские компании еще не готовы к подобного рода новшествам. Рассмотрим подробнее «за» и «против» использования данной модели управления.

Уже на стадии принятии решения о переходе на автоматизированную систему управления и учета показателей, а точнее на стадии инициации такого проекта (а для крупных предприятий такого рода изменения - это всегда проект) необходимо задуматься и решить вопрос о функционировании информационной системы и поддержки ее в актуальном состоянии после внедрения. Соответственно, необходимо рассчитать, что выгоднее: иметь собственную службу поддержки информационных ресурсов, или привлечь сторонних исполнителей. К каким же доводам можно апеллировать?

Переходить на ИТ-аутсорсинг следует в том случае, если компания приняла стратегическое решение сосредоточится на профильном для нее бизнесе, сконцентрировать внимание и ресурсы на основном виде своей деятельности, и старается снизить затраты на непрофильную информационно-технологическую инфраструктуру, выводя ее на аутсорсинг. Привлекая консалтинговую или сервисную компанию можно говорить о повышенном качестве поддержки информационно- управляющих систем, о снижении определенных рисков при выполнении бизнес- операций, благодаря получению доступа к профессиональным знаниям, высокой квалификации ИТ- специалистов и комплексному подходу решения задач. Кроме того, если компания быстро развивается, создает новые подразделения и филиалы, переход на модель аутсорсинга будет для нее выгоден, так как позволит быстро «развернуть» необходимую ИТ-структуру, избежав существенных инвестиций и расширения штата ИТ-специалистов.

Что же можно этому противопоставить?

ИТ-аутсорсинг недешевая услуга, кроме того, чем меньше функций берется внешним подрядчиком, тем выше себестоимость каждой из них. Есть мнение, что аутсорсинг, практически всегда дороже стоимости работ выполняемых собственными специалистами. Хотя и здесь можно возразить. Если компания крупная, то необходимо держать штат высококлассных ИТ-специалистов и, соответственно, хорошо оплачивать их работу. Во многих случаях - это технические специалисты, которым поручаются дополнительные обязанности по поддержке информационной системы после ее внедрения на предприятии в дополнение к их прежним функциональным обязанностям. Здесь необходимо обратить внимание на следующий момент. Еще на стадии внедрения информационной системы внутренние специалисты проходят обучение, приобретают навыки работы по новой схеме, получают сертификаты, повышают стоимость на рынке труда, обогащают свое резюме, становятся важными специалистами для предприятия. Соответственно, с повышением статуса специалиста, руководство компании вынуждено повышать оплату для снижения вероятности его потери в любой момент, потому что наем нового специалиста соотносится с определенными трудностями – изначально квалификация не будет соответствовать тому уровню, который необходим руководству компании.

Если посмотреть на этот же вопрос с другой стороны, несложно заметить следующую потенциальную опасность – зависимость от аутсорсинговой компании, особенно, если внедряемая информационная система имеет специфические особенности, отражающие потребности узкой категории заказчиков. При необходимости, сменить подрядчика будет не просто: велика вероятность снижения качества работ и ответственности за их результаты другой компании. К тому же, в некоторых российских регионах количество компаний, предоставляющих высококлассные услуги ИТ-консалтинга, можно пересчитать по пальцам. Поэтому иметь у себя некоторое количество профессионалов, безусловно необходимо. По завершении масштабных проектов, штат ИT-специалистов в каждой фирме должен зависеть от задач, доступных ресурсов и корпоративной стратегии. Некоторые компании, в соответствии со своей политикой, смогут обеспечивать поддержку созданной ИТ-инфраструктуры самостоятельно, другим, будет целесообразнее воспользоваться аутсорсингом.

В доводах «против» некоторые менеджеры приводят аргумент, что сотрудники аутсорсинговой компании являются «чужими» для заказчика, и напрямую никак не заинтересованы в рыночном успехе последнего, так как вся их деятельность строго обусловлена политикой руководства аутсорсера, и отсутствие подобной заинтересованности явно не способствует повышению эффективности работы компании, в то время как мотивация собственного сотрудника не может не сказаться положительно на его деятельности. Доля правды в этом безусловно есть, если речь идет о посредственном, не клиентоориентированном аутсорсере. Но любая, уважающая себя консалтинговая компания всегда заинтересована в успехе своего клиента, потому что прежде всего это работает на ее имидж.

Еще один чисто российский феномен использования подобного рода услуг – это страх утечки конфиденциальной информации. Этот вопрос решается, в рамках условий закрепленных при оформлении договорных отношений. Аутсорсинговая компания, заботящаяся о своем имидже, никогда не будет раскрывать конфиденциальную информацию клиента, даже после разрыва договорных отношений.

Не зависимо от нашей позиции в этих вопросах, рынок аутсорсинга уже сформировался и продуктивно работает набирая обороты. В самой идее передачи части функций внешнему подрядчику есть масса действительно разумных доводов в ее пользу. Это одна из возможных стратегий ведения бизнеса в условиях жесткой конкуренции, к построению которой надо подходить ответсвенно и взвешенно. Избирая тот или иной путь, необходимо обратить внимание на критерий «профильности» ведения бизнеса. Пожалуй, он и является основным при ответе на вопрос о целесообразности использования аутсорсинга.

Бирюкова Е.А. ©


ссылки

Библиотека статей 
сайта "Инталев"




Дизайн adaptor
Администратор info@elitek.ru